Музей школы
Изменено: 19/12/2019 01:09
Экспозиция «Учителя - труженики тыла»
Экспозиция рассказывает об учителях школы, которые во время войны совершали настоящие трудовые подвиги.
Экспозиция - альбом "Женское лицо войны"
Большое место в музее занимают материалы, посвящённые женщинам – участникам Великой Отечественной войны, а также труженицам тыла. В первую очередь, это учителя - ветераны школы. Во время войны некоторые из них работали в школе, другие на заводах, полях, в госпиталях, вязали носки и варежки, отправляли посылки на фронт, делали всё возможное и невозможное для того, чтобы приблизить победу. Нашим дорогим учителям посвящён стенд « Учителя школы – труженики тыла», альбомы с их славной биографией. Они – частые гости в нашей школе и музее. На стенде « Учителя школы – участники войны» есть фотография бывшей работницы школы Скворцовой Антонины Ивановны, которая во время войны в 13 лет работала в госпитале: помогала медсёстрам, писала под диктовку письма, но самое главное, выступала перед ранеными, играя на баяне, тем самым поднимая боевой дух бойцов. В музее хранится благодарность Тонечке от бойцов за её выступление, датированная 1942 г. В музее можно увидеть альбом с биографией этой замечательной, скромной женщины, а также баян, на котором она долгое время играла, аккомпанируя учащимся, учителям школы во время концертов художественной самодеятельности. Сюжет о Скворцовой А.И. вошёл в фильм « А память нам покоя не даёт, снятый учащимися и учителями школы. Одной из героических женщин была Пелагея Ивановна Брагина, жительница д. Юрьевское Малоярославецкого района, которая подвергая себя смертельной опасности, с 17 октября 1941 г. до 4 января 1942г. укрыла и выходила 17 раненых бойцов. Только в 1964 г. она была награждена орденом Отечественной войны I степени. В музее хранится альбом, в котором есть история этой героической женщины, написанная учащимися школы после встречи с ней, её фотографии, а также альманах с очерком о П.И. Брагиной, газетные статьи.
Не менее героическая судьба у Колесниковой Ольги Николаевны, которая во время войны была связной партизанского отряда и несколько раз переходила линию фронта, передавая ценные сведения. Её выдала неизвестная женщина, и Ольга была казнена в стенах родной первой школы. Одна из улиц города носит имя Ольги Колесниковой. В музее есть альбом с фотографиями О.Колесниковой, её биографией, буклет.
Учащиеся школы собирают материалы о своих родственниках, знакомых, жителях микрорайона. Очень интересны судьбы этих людей.
Митянина А.З. в начале войны работала на военном заводе, затем санитаркой прошла от Москвы до Будапешта. Была ранена, участвовала в форсировании Днепра, попала в окружение. После выхода из окружения награждена орденом Красной звезды. Второй орден Красной звезды получила за Будапешт. Девчушка, весившая 46 кг, вынесла с поля боя многих раненых. Её внучка работает в нашей школе, а правнучка учится здесь. Сын – известный в городе художник.
Историю Скрипицыной В.А. принёс в музей ученик 3-го класса Бовбас А. Он взял интервью у этой замечательной женщины, которая на войне работала в госпитале и дошла до г. Котовица ( Польша). После войны работала в школе. Учащиеся посетили бабушку члена музея Семёнову А.П., которая рассказала интересную историю своей жизни. Она прошла войну сначала прачкой, затем санитаркой. Трудный это был путь. Но удивительна была история её любви. Над кроватью висит портрет её любимого Мити, который так и не вернулся с войны: пропал без вести. А Александра Петровна так и ждала его всю жизнь. В музее хранится письмо от Дмитрия, фотографии, газетные статьи, брошюра с очерком об Александре Петровне. Семёнова А.П. умерла в прошлом году.
В музее есть материалы о семье Барановых, которые прошли всю войну и счастливо прожили вместе долгую жизнь. В школе учится их замечательная внучка.
Женское лицо войны – это, конечно, и матери, которые трудились в тылу, приближая победу. Но главное в их жизни то, что они воспитали героев.
Это мать Героя Советского Союза Семёна Григорьевича Буздалина Ульяна Савельевна, с которой в нашей школе была очень тесная связь. Ребята постоянно бывали в д. Митрофаново, помогали ей. В музее хранятся альбомы, дневники с материалами о С.Г. Буздалине и его семье.
Елова В.И. получила письмо в 1944г., в котором лейтенант Вахтинский описывает гибель её сына Елова А.Г., и при этом благодарит мать за то, что она воспитала его героем, научила его любить Родину. Это письмо хранится в музее.
Стенд, посвящённый Г.М. Соколову, в школьном музее
Имя Григория Максимовича Соколова тесно связано с нашей школой. В 1964 году брат Г.М. Соколова, полковник С.М. Соколов, через местную газету «Маяк» обратился к жителям Малоярославецкого района с просьбой помочь отыскать место гибели брата. С этого времени началась активная поисковая деятельность краеведов школы №2 под руководством журналиста А.Э. Бауэра:
- было найдено место гибели героя;
- был поставлен обелиск на месте гибели Г.М.Соколова силами учащихся под руководством учителей школы Румянцева В.И., Завалюка В.М.;
- завязалась тесная связь с братом Г.М. Соколова С.М. Соколовым, с политруком авиабригады Щепровым С.В., которые стали почётными пионерами дружины школы №2.
Самой главной реликвией музея является подлинная Грамота о присвоении Г.М. Соколову звания Героя Советского Союза. В музее можно увидеть стенд «Его имя носила пионерская дружина школы» с фотографиями героя, описанием его биографии, боевого пути. Сохранился альбом, посвящённый Г.М.Соколову, письма его брата полковника С.М. Соколова, друга Щепрова С.В. пионерам школы, письма и брошюры из музея Борисоглебского авиационного училища, письма с родины героя посёлка Холм – Жирковский Смоленской области, материалы о пионерской жизни дружины имени Г.М. Соколова. Учащиеся школы побывали на родине Г.М. Соколова. В деревне Бортное была установлена мемориальная плита «Родовое гнездо Г.М. Соколова». О пребывании учащихся школы было написано в газете «Вперёд» Холм- Жирковского района. Ветераны Великой Отечественной войны с родины героя приезжали в Малоярославец, посетили могилу Соколова и место его гибели, встречались со школьниками и подарили книгу о Смоленске. Генерал – майор Долгов А.И. описал подвиг героя в своей книге «Золотые звёзды калининцев» и подарил книгу школьникам с дарственной надписью. Поиски места гибели Г.М. Соколова велись под руководством журналиста А.Э.Бауэра, который создал организацию ребят «Полк красных следопытов». Его рассказ об этом хранится в школьном музее. По этой экспозиции учащиеся проводят экскурсии. Школьники ухаживают за могилой Г.М. Соколова, возлагают венки и цветы на могилу.
Экспозиция «Малоярославчане - Герои Советского Союза»
Экспозиция « Этих дней не смолкнет слава!»
Экспозиция «Пионерская жизнь школы»
Экспозиция «Выпускники школы»
Экспозиция «Спортивная жизнь школы»
Экспозиция «Учителя-участники войны»
Экспозиция « Помним имя твое»
Экспозиция «А.Н Радищев»
Экспозиция «Г.К. Жуков»
Изменено: 19/12/2019 01:30
- гражданско-патриотическое воспитание школьников;
- сохранение исторической памяти у учащихся о малой родине, школе;
- приобщение учащихся к краеведческой и исследовательской деятельности (формирование навыков исследовательской работы) ;
- расширение кругозора
- развитие познавательного интереса
- развитие навыков бережного отношения к культурному достоянию;
- воспитание музейной культуры как части общей культуры;
- формирование творческой активности и исторического сознания у школьников;
Формы работы:
- Сбор и обработка материалов о жизни и судьбе выпускников школы;
- Участие совета музея в научно-практических конференциях
- Экскурсии: обзорные, тематические, гостевые
- Лекции
- Классные часы;
№ п/п | Разделы | Сроки | Ответственные |
1 | Организационная работа: 1. Создание актива музея 2. Составление плана работы 3. Распределение функциональных обязанностей среди членов совета музея 4. Разработка заданий для поисковых групп | сентябрь | Аверкина Н.С. |
2 | Работа с активом: 1. Обучение работе с документами, по комплектованию фондов, учёту и хранению экспонатов, проведению экскурсий, экспозиционной работе. 2. Посещение школьных музеев Ерденевской, Спас-Загорской, Торбеевской, Ильинской школ | в течение года | Аверкина Н.С. |
3 | Научно – исследовательская работа
по направлениям:
1. «Никто не забыт, ничто не забыто» 1.1 Сбор информации в архивах, музеях, библиотеках 1.2. Работа с печатью (поиск материалов о школе, об истории Великой Отечественной войны, об истории Малоярославца) 1.3. Встречи с ветеранами ВОВ, учителями – ветеранами 2. Прошлое, настоящее и будущее школы (к 65-летию школы): 2.1. Оформить стенд «Заслуженные учителя РФ» (в рекреации) 2.2. Проведение круглого стола «Воспоминания о школе» Учителя – ветераны: Фомкина Н.Е., Барбашова М.Г., Черникова Г.И. Учителя-выпускники школы: Волкова А.В., Шипилова Н.В., Канахина Г.А., Аверкина Н.С. 2.3. Сбор и оформление материалов о ветеранах школы: Барбашовой М.Г., Петушковой М.А., Черниковой Г.И., Дрожжиной В.А., Соколовой А.Ф., заслуженных учителях РФ Фомкиной Н.Е., Степанюк В.М., Сычёнковой О.А.. Дрожжиной В.А.. Забельской Л.В. 2.4. Подготовка лекторов по теме «Из истории школы» 2.5. Сбор материала о выпускниках школы 2018 – 2019 года 2.6. Участие в краеведческих конференциях 3. Эколого–гражданское воспитание: 3.1. Встреча с Диваковой Г.Ф. - ветераном школы, учителем биологии, руководителем школьного лесничества «Ёлочка» 3.2. Оформить стенд «Из истории школьного лесничества «Ёлочка» | в течение
года ноябрь октябрь-декабрь | Зенина Е.А.
Демченко Л.А. Совет музея Акимова Е.Б. 6в кл. рук. Манакова Н.Г. 9в кл. рук. Мишуничева Т.А. 8а кл. рук. Лындина Н.С. 9 кл. рук. Андреева Е.С. 9 кл. рук. Демченко Л.А. Аверкина Н.С. |
4 | Поисковая работа: Моя семья в истории моей страны 1) Сбор материала по истории своей семьи, своего рода, составление родословных К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1. Оформление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто!» (работа учащихся) 1. Сбор материла о ветеранах Великой Отечественной войны, родственниках учащихся школы, ветеранах, проживающих в микрорайоне школы 2. Переписка с 1) музеем Холм – Жирковского района Смоленской области, 2) Бельским краеведческим музеем, 3) Ратьковой З.И. - племянницей Г.М. Соколова, 4) Гусейновой Г.В. – дочерью похороненного в братской могиле Вазлеева В.А., 5) Вешкиным А.В. – сыном похороненного в братской могиле Вешкина В.С. Культура и быт Малоярославецкого района 1. Сбор музейных экспонатов 2. Организация выставки старых предметов | в течение года | Демченко Л.А. Совет музея Аверкина Н.С. |
5 | Работа с фондами
1) Выявление предметов музейного значения и их приобретение 2) Запись музейных экспонатов в инвентарной книге 3) Обеспечение хранения экспонатов | в течение года | Аверкина Н.С. |
6 | Массово – воспитательная работа
1. Подготовка и проведение экскурсий по темам: - Наш земляк - Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, - История школы - Герой Советского Союза Г. М. Соколов в течение года Аверкина Н.С. Демченко Л.А. - Герой Советского Союза С. Г. Буздалин - Герой Советского Союза В.Петров - Из истории пионерской дружины и комсомольской организации школы - Освобождение Малоярославца от немецко – фашистских захватчиков -Выпускники школы – участники боевых действий в Чечне -А.Н. Радищев – великий гражданин России 2. Проведение уроков истории и краеведения в музее 3. Проведение классных часов в музее 4. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, племянницей Героя Советского Союза Карпеткина Г.А. Воробьёвой Л. 5. Поздравление с праздниками Гусейновой Г.В., ветеранов Вов Холм – Жирковского района Смоленской области, ветеранов школы 6. Уход за могилой Г. М. Соколова и обелиском на месте гибели Г.М.Соколова 7. Участие в митингах, посвящённых юбилейным датам 8. Публикации о работе школьного музея в прессе | в течение года | Аверкина Н.С.
Демченко Л.А. Рыжов А. Спиря Е. Парменова К. |
7 | Оформительская работа
1. Оформление страницы школьного музея на сайте школы 2. Оформление материала о выпускниках школы 2018-2019 года 3. Реставрация альбомов, оформление витрин 4. Изготовление этикеток к экспонатам 5. Продолжение создания электронного музея | апрель октябрь июнь | Акимова Е.Б. Аверкина Н.С. |
Изменено: 19/12/2019 01:31
Методические разработки МОУ СОШ №2 им. А.Н. Радищева
Изменено: 19/12/2019 01:39

Судьба А.Н. Радищева
Наша школа носит имя Александра Николаевича Радищева – писателя, поэта, философа, революционера, великого человека.
Александр Николаевич Радищев родился 31 августа 1749г. в семье богатого помещика.
« Радищев… был среднего роста и в молодости был очень хорош, имел прекрасные карие глаза, очень выразительные… Он был нрава прямого и пылкого, умел сносить горести с стоической твердостью, чужд был лести, был в дружбе непоколебим; забывал скоро оскорбления, обхождение его было простое и приятное… Он мог воспламениться, говорил сильно и занимательно; впрочем, мало занимаясь тем, что вне его, он был как бы) сосредоточен в самом себе как человек, занятый предметом, им овладевшим.» П.А.Радищев « Биография А.Н. Радищева»
Учился он в Санкт-Петербурге в Пажеском корпусе – училище, готовившем юношей к придворной службе. Пажеский корпус – важная веха в жизни Радищева. Там он обрел лучшего друга на всю жизнь – Алексея Михайловича Кутузова, там он узнал придворную жизнь и лично познакомился с императрицей Екатериной II, выполнять капризы которой (подать веер, принести книгу) входило в обязанности пажа. В 1771г. А.Н. Радищев и другие молодые люди были направлены на учёбу в Лейпцигский университет. « 1771-го года декабря 9 дня Правительствующего Сената в общем всех департаментов собрании господин генерал-прокурор и кавалер князь Александр Алексеевич Вяземский словесно предлагал: о бывших при дворе её императорского величества пажах Алексее Кутузове, Андрее Рубановском и Александре Радищеве, которые…отправлены были в силу именного указа в Лейпциг, для обучения наукам, что они, ныне оттуда возвратясь, о похвальных своих в науках и языках успехах имеют от тамошних профессоров аттестаты…»
Протокол собрания Сената.
А.А. Вяземский
Юноша увидел европейскую жизнь, столь непохожую на российскую, познакомился с идеями просветительской философии. И не только… В Лейпциге Радищев впервые выступил против тирании, взбунтовавшись вместе с другими студентами против приставленного к ним воспитателя Бокума, который не давал им денег на питание и дров на растопку. Однажды Бокум заказал железную клетку, грозя помещать туда ослушников. Радищев убедился на собственном опыте: зависимость человека от самодурства власть имущего постыдна и унизительна.
Вернувшись через 5 лет в Россию, Радищев не сделал головокружительной карьеры, но везде и во всем стремился поступать по совести. Честной и бескомпромиссной службой он добился поста начальника Петербургской таможни и руководил ею в самое тревожное время – в период военных действий со Швецией, получил орден святого Владимира из рук императрицы и, что самое главное, заслужил уважение и дружбу одного из лучших людей своей эпохи – Александра Романовича Воронцова. Ему первому в отчете по делам таможни расскажет Радищев о тех страшных проявлениях самовластия, с которыми встречался он на каждом шагу, но с которыми не желало мириться его сердце. Александр Николаевич женился на сестре своего друга по Лейпцигу Рубановской Анне Васильевне
« Александр Николаевич женился в Москве; жена его лишилась отца незадолго до замужества…и Александр Николаевич вместе с нею возвратился в Петербург…»
Н.А. Радищев. «О жизни и сочинениях А.Н. Радищева»
« …Счастливые супруги прожили вместе только восемь лет.
Анна Васильевна, даровавшая своему мужу трех сыновей и одну дочь (две дочери умерли в малолетстве), скончалась в августе 1783 года, вскоре после рождения третьего сына…» П.А. Радищев. «Биография А.Н. Радищева».
В полной мере настроения и взгляды Радищева воплотились в его главной книге – «Путешествии из Петербурга в Москву».
Книга была прочитана Екатериной II. Вердикт императрицы хорошо известен – «бунтовщик хуже Пугачева!». Екатерина была возмущена, но и озадачена: ведь сам автор – помещик, сам из дворян, на службе - уважаемый человек, вырос во дворце…
Далее были арест, Петропавловская крепость, смертный приговор, замененный императрицей на десятилетнюю ссылку в Илимский острог. « Во всём Илимске 45 домов, а тот, в котором я живу, 46-й и вместе с церковью и городской ратушей стоит посредине посёлка. Дома расположены на месте старой крепости, или острога, от которого осталась только несколько башен, угрожающих падением… Население состоит из мещан, казаков и крестьян, и не превышает 250 душ обоего пола… Кроме того, здесь есть один купец, служащий казённой палаты по части хлебного вина, которого здесь на складе в год бывает до 1000 вёдер, идущих в продажу вдоль по Илиму на 400-500 вёрст для населения свыше 4000 душ обоего пола.»
Письмо А.Н. Радищева А.Р. Воронцову.
Конец 1794 г. Илимск.
В ссылку за Радищевым, как впоследствии жены декабристов, отправилась сестра умершей сестры – Елизавета Васильевна Рубановская, ставшая матерью его детям.
В Илимске Радищев не падал духом: он, будучи сведущ в медицине, лечил местных жителей, используя целебные травы, которые сам собирал и готовил.
Ссылка продлилась не десять, а пять лет: умерла Екатерина II, и ее сын, Павел I, разрешил Радищеву вернуться в родовое имение в деревню Немцово под Малоярославцем под надзор местных властей. Здесь он жил с 1797 по 1801 год.
« Я… приехал в Немцово, и признаюсь, что если бы я знал положение здешней деревни, никак бы не назначил ея для своего пребывания. Ибо, представь себе, живу в одной горнице и та теперь покрыта соломою… Каменный дом развалился и трудно починить. Сад как позяб, так и теперь, и продан на два года, доход идёт почти весь в банк, по Рождество здесь взять нечего… Долгу на мне столько же, сколько было, как я поехал…»
Письмо А.Н.Радищева М.Н.Радищеву. Июль 1797г. Немцово.
« Ваше сиятельство желает знать, что я поделываю и есть ли у меня соседи. Соседей хоть пруд пруди, но я никого не видел. Г-н Нарышкин Алексей Васильевич с семьёй; он болен, живёт в 8 верстах; затем не хочу загружать письмо ненужными именами. Гончаров, мой дальний родственник, знаменитый своей парусиной, живёт в 40верстах: Калуга в 60 верстах; Янов в 150 за Москвой».
Из письма А.Н.Радищева – А.Р. Воронцову
сентябрь 1797 года.
« Я брожу, гуляю в лесочке, что рядом с садом, в котором ничего нет, кроме яблок; итак, я брожу в лесу, но не для того, чтобы размышлять или охотиться за дичью, которая здесь не водится, но, о! ваше сиятельство, конечно, не догадаетесь, я просто собираю грибы.
Мой адрес – Малый Ярославец, как я уже имел честь сообщить вашему сиятельству, в настоящее время безуездный город и моя деревушка Немцово отстоит от него не более, чем в полутора верстах, мы приписаны к Боровскому уезду».
Из письма А.Н.Радищева – А.Р.Воронцову
21 сентября 1797 года
Сам Радищев о своём приезде в Немцово пишет так:
«Начинается межа нашего владения, и дорога спускается по пригорку, и подъехав к спуску, довольно крутому, едва по мелкому камню текущей речки
(Карижка), по левую сторону виден пространный яблоневый сад, плетнём огороженный, за ним высокая роща, несколько хижин, покрытых соломою, между ними видны остатки каменного дома, который даже в развалинах своих ничего готического не представляет. В правую сторону от дороги, за речкою, построена деревня, из 36 дворов состоящая.
Прямо против двора, при въезде стоят три берёзы, современницы моего детства, так напомнившие мне о беззаботном начале жития человеческого и нередко о горестном его окончании». Крестьяне встретили Радищева величальной песней:
« Уж и чей- ат двор на горе стоит,
На горе стоит, на всей красоте?
Александрин двор, Николаевича.
Уж из той горы три ручья текут,
Три ручья текут, три гремучие.
Как первый ручей ключева вода,
А другой ручей изо сладки меды,
А третий ручей зелено вино.
Зелено вино Александру пить,
Александру Николаевичу,
А сладки меды пить боярышням,
Ключевой водой то коней поить,
То коней поить, Александриных, Николаевича».
Величальная песня по случаю приезда
в Немцово А.Н.Радищева
С воцарением Александра 1 при покровительстве А.Р. Воронцова, ставшего при новом царе вице-канцлером, Радищев был приглашен в комиссию, разрабатывающую новые законы. Радищев вновь взялся за перо: он предлагал уничтожить табель о рангах, ввести суд присяжных, отменить пытки при допросах, ввести свободу книгопечатания, установить свободу торговли, освободить крепостных крестьян…
О том, что непосредственно привело его к гибели, ходят лишь легенды. Так или иначе, 2 сентября 1802г. Радищев принял яд. Рядом с ним лежала книга с описанием смерти римского сенатора Катона: будучи не в силах противиться тирану Цезарю, он не пожелал служить государству вопреки своим принципам и добровольно принял смерть. Не это ли толкнуло на роковой шаг и Радищева?
« На сих днях умер Радищев, муж вам всем известный, коего смерть более нежели с одной стороны важна в очах философа, важна для человечества…Радищев умер и, как сказывают, насильственною, произвольною смертию.
Как согласить сие действие с непоколебимою оною твёрдостию философа, покоряющегося необходимости и радеющего о благе людей в самом изгнании, в ссылке, в несчастии, будучи отчужденным круга родных и друзей? ..»
И.М. Борн « На смерть Радищева»
В ведомости церкви Воскресения Христова, что на Волоколамском кладбище, под 13 сентября 1802 года показан в числе погребенных «коллегский советник Александр Радищев; пятидесяти лет»; умер «чахоткою»…
М.И. Сухомилов «А.Н.Радищев»
«Беседа о том, что есть сын отечества» А.Н. Радищев
- Не все рождённые в отечестве достойны величественного наименования сына отечества (патриота). Под игом рабства находящиеся не достойны украшаться сим именем. – Поудержись, чувствительное сердце, не произноси суда твоего на таковые изречения, доколе стоиши при праге.
- Вступи и виждь! Кому не известно, что имя сына отечества принадлежит человеку, а не зверю или скоту или другому бессловесному животному? Известно, что человек существо свободное, поелику одарено умом, разумом и свободною волею; что свобода его состоит в избрании лучшего, что сие лучшее познаёт он и избирает посредством разума, постигает пособием ума и стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому.
«Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель…»
« Человек родится в мире равен во всём другому… Гражданин, в каком бы состоянии небо родиться ему не судило, есть и пребудет всегда человек…»
«… русский народ очень терпелив, и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать…»
Объявление в газетах ХVIII века о продаже крепостных.
«Продаются деревни: в Тверской Губернии Тверского уезда 269 душ, во Владимирской Губернии 110 душ, и в Тульской Губернии Крапивинского уезда 80 душ. Узнать о цене можно у живущего в доме Семёна Ивановича Игнатьева, что между Пречистинки и Остоженки, в приходе Нового Воскресения. Продаётся хороший кондитер в доме Мадам Шалме на малой Дмитровке, против церкви Алексия Митрополита»
« - Если бы закон, или государь, или бы какая-либо на земли власть подвизала тебя на неправду и нарушение добродетели, пребудь в оной непоколебим. Не бойся ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою, и если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты поживёшь на памяти благородных душ до скончания веков…Удаляйтеся, колико то возможно, даже вида раболепствия…»
А.Н.Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
В городе находится Казанский собор.1 июня 1739г. Святой синод разрешил Афанасию Прокопьевичу, деду Александра Николаевича Радищева, по его прошению, построить в Малоярославце каменную церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. В 1739 - 1744 гг. Афанасий Прокопьевич построил Казанский собор. Это был одноглавый собор со световым барабаном, трапезной, двумя приделами. В 1855г. к собору пристроена колокольня. В деревне Немцово, которая теперь называется Радищево, стоит обелиск. На обелиске написано: « Здесь жил с 1797 по 1801 годы Радищев Александр Николаевич, выдающийся русский революционер и писатель».
Наша школа расположена на улице Радищева. Перед школой стоит бюст А.Н. Радищева.
На улице Октябрьской находилась начальная школа имени А.Н. Радищева.
Литературное творчество А.Н. Радищева
А.Н. Радищев рано занялся литературным творчеством.
В 1733 г. им был опубликован перевод с французского «Размышлений о греческой истории» философа Г. Мабли – одного из самых последовательных республиканцев своего времени. В примечании к этому сочинению переводчик осмелился назвать самодержавие «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием».
Смелый гражданский пафос произведения заставил говорить о Радищеве как об опасном вольнодумце, что даже повлекло отсрочку помолвки с любимой девушкой: отец Е.В. Рубановской боялся выдавать дочь за человека со столь опасными политическими пристрастиями.
Лейпцигские воспоминания, мечты и идеала юности нашли воплощение в «Жизнеописании Федора Ушакова» - друга, умершего на чужой земле от чахотки.
Писал Радищев и стихи. Надо сказать, что в Лейпциге воздух был наполнен поэзией, а среди студентов Университета тех лет был Гёте – будущий король немецкой поэзии. Но Радищев воспринимал поэзию прежде всего как общественную трибуну.
Самое известное его стихотворение – ода «Вольность» (1783 г.) – частично вошло в «Путешествие…». Она была написана по случаю завоевания Америкой независимости и открыто прославляла восстание против самовластия.
Большинство его произведений строится по принципу: от чувства к идее. Так написана и главная книга Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву».
Изменено: 18/12/2019 23:51

Музей открыт 17 декабря 2004 года к 50- летию школы. Экспозиции музея посвящены истории средней школы №2.
Стенд "Они были первыми" рассказывает о первом коллективе учителей. Открываем славную страницу истории школы. Это 32 учителя под руководством директора школы Степанюк Веры Максимовны Заслуженного учителя РФ. Заслуженные учителя: Борискина Л.П., Забельская Л.В., Сыченкова О.А., Устименко Л.И., материал о которых собран в музее.
На стенде "Вспомним, как все начиналось" представлен материал об учителях, долгое время работавших в школе, о втором директоре школы Борискиной Л.П.
Третий стенд рассказывает об учителях - участниках ВОВ. Это военрук Завалюк В.М., сделавший многое для военно-патриотического воспитания молодежи, Ермилов А.П., - учитель рисования и черчения, первый директор художественной школы в городе Малоярославце, Румянцев В.И. - учитель труда, давший путевку в жизнь многим ученикам. Скворцова А.И., без баяна которой не проходило ни одного концерта.

Одна из экспозиций музея посвящена А.Н. Радищеву, имя которого носит школа №2. В музее оформлены стенды: «Малоярославчане – Герои Советского Союза», «Г. К. Жуков», «Малоярославец в годы Великой Отечественной войны», «Братские могилы на территории Малоярославецкого района», «Учителя школы – труженики тыла», «1812 год». Гордость школы - школьное лесничество "Ёлочка", руководителем которого долгое время была Дивакова Г.Ф. Ребята работали в лесничестве, ухаживали за ёлочками, прекрасно отдыхали, а полученные знания демонстрировали на слетах лесников, где занимали призовые места.
Пионерская дружина школы имела много славных страниц. Это, прежде всего, работа по увековечиванию памяти Г.М.Соколова - Героя Советского Союза. На месте гибели Г.М.Соколова силами учителей и учеников был установлен памятник. Ежегодно здесь проводились торжественные линейки, приглашались брат героя С. М. Соколов, политрук С.В. Щепров. На вечное хранение школе была передана Грамота о присвоении Г.М.Соколову звания Героя Советского Союза, а дружине было присвоено его имя. В музее собраны фотографии Г.М.Соколова, Грамота, письма брата, альбомы. Учащиеся школы ездили на родину Г.М.Соколова в Холм-Жировский район Смоленской области, в г. Белый Тверской области, а ветераны Великой Отечественной войны города Смоленска посетили наш город. Большая работа проводилась пионерскими отрядами по увековечиванию памяти Героя Советского Союза, Буздалина С.Г.. Пионеры под руководством Барбашовой М.Г, Ивановой Л.А., ездили в деревню Митрофаново к матери и сестре героя, оказывали посильную помощь. Пионерские отряды им. Буздалина собирались на слет в городе Обнинске. Лучшим вручался кубок "Самому достойному Буздалинцу". В музее хранятся письма, фотографии Буздалина С.Г.

Пионерская жизнь представлена в музее различными экспонатами. Это пионерская атрибутика: горн, барабан, пионерский галстук, значки, пилотки, вымпелы, газета "Пионерская правда" от 1956 года, это раскладушки с фотографиями о пионерских сборах, слетах передовиков учебы, смотрах строя и песни, смотрах художественной самодеятельности, сборах металлолома и макулатуры, выпусках газет, о пионерских кострах. Интересная пионерская жизнь проходила под руководством пионервожатых Смирновой Н.И., Курбаковой Н.М., Черниковой Г.И., Ивановой Л.А.
Гордость школы - это спортивные достижения школы. Многочисленные победы в различных соревнованиях по гимнастике, хоккею, футболу, велогонках, волейболу и легкой атлетике, интерес к спорту, уроки физкультуры на высоком уровне связаны с именами замечательных преподавателей Кокоревой К.В., Семеняка П.Ф., Барбашовой М.Г. В музее представлены кубки, грамоты, вымпелы, школьная форма, парта, ручки, тетради, старые учебники, фотографии и списки всех выпускников. Гордость школы - медалисты, это те, которые добились успехов в различных областях. В музее собраны материалы о выпускниках школы – участниках боевых действий в Чечне: Позднякове Юрии, Бахтинове Анатолии, Закусило Андрее, Шитове Виталии, Шкильнюк Ольге. Предметы старинного быта можно также увидеть в музее: керосинка, керосиновая лампа, утюги, лапти, льняные полотенца, старые сумочки, деревянный чемодан и т.д.

Заведующая школьным музеем Аверкина Надежда Сергеевна.